Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
Сборная группа нарушений, к которым относятся нетяжелые разнообразной этиологии патологии развития ЦНС с незрелостью эмоционально-волевой, познавательной и речевой функции с перспективой компенсации.
Речевой аппарат включает в себя: центральный речевой аппарат (расположен в различных структурах мозга) и периферический исполняющий (дыхательный, голосовой и звукопроизводящий). Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В момент речи выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха примерно одинакова). Выдох в момент речи осуществляется при активном участии мышц брюшной стенки и внутренних межреберных мышц. При фонации происходят колебания голосовых складок, которые воспринимаются нами как звуки голоса.
Топография структур мозга, которые могут повреждаться.
Топография поражений:
- Поражение левой височной доли - нарушение понимания смысла слов.
-
Нарушение лобных отделов - отсутствует речевая инициатива, речь из односложных повторений.
-
Поражение центра Брока - застревание на каком-нибудь слоге, перестановка букв, многократное повторение.
-
Моторная область лобных долей мозга - нарушается ритм речи, интонация, грамматический порядок слов.
-
При поражении правого полушария нарушается интонация (высота, громкость), эмоциональная окраска.
-
Лимбическая система мозга - исчезает эмоциональный компонент.
Классификация речевых расстройств (Л.О. Бадалян).
1. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы:
• Афазия - распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.
• Алалия - системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.
• Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм дизартрий.
2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
• Заикание.
• Мутизм и сурдомутизм.
3. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).
4. Задержка речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогическая запущенность и т.д.).
Афазии – распад уже сформированных речевых функций, такой диагноз ставят только после 3-4 лет. При афазиях наблюдается полная или частичная утрата способности говорить либо понимать обращенную речь.
Причинами отставания в развитии речи могут быть перинатальные поражения ЦНС, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов, отставание в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание. Нарушения речевого развития частое проявление аутистического нарушения. Речь и ее развитие могут страдать при ряде форм эпилепсии.
Среди наиболее распространенных причин, способных привести к афазии, отмечают:
1. Геморрагические и ишемические инсульты.
2. Черепно-мозговые травмы (сотрясения, ушибы головного мозга).
3. Воспалительные заболевания мозга.
4. Опухолевые процессы в головном мозге.
5. Хронические прогрессирующие заболевания центральной нервной системы.
Лечение.
В зависимости от причины заболевания методы традиционной медицины могут снизить агрессивность и площадь повреждающего воздействия этиологических факторов, улучшить кровоснабжение и работу головного мозга, повысить иммунитет ребенка и укрепить его «опорную Ци». Активно используются в данной ситуации акупунктура (иглорефлексотерапия, цубо, воздействие цветом и звуком), детский массаж туйна и гуаша, точечный массаж, гирудотерапия (в слюне пиявок есть комплекс сложных молекул, который обладает нейротрофическим фактором), есть в китайской и тибетской медицине ряд препаратов специфичных для данной ситуации.
Алалия (дисфазия развития) – системное недоразвитие речи при недостаточном уровне развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, который может быть врожденным или приобретенным.
У ребенка затруднены организация речевых движений, координация, речевое развитие задержано, но понимание речи не всегда нарушено. Самостоятельная речь либо долго не развивается, либо остается на уровне отдельных звуков и слов, вместо речи дети склонны пользоваться мимикой и жестикуляциями, особенно в эмоционально окрашенных ситуациях. Первые слова и фразы появляются поздно. Кроме отставания в речи, дети развиваются в целом нормально. Речь замедлена, обеднена, словарный запас ограничен обиходно-бытовой тематикой. Может быть и расстройство анализа и синтеза речевых сигналов, не формируются связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом или действием - расстройство понимания речи. В более тяжелых случаях ребенок совсем не понимает речи окружающих, относится к ней как к шуму, лишенному смысла, не реагирует даже на собственное имя. В других случаях он понимает отдельные слова, но теряет их на фоне развернутого высказывания. В обращении к нему улавливает не все слова и их оттенки, поэтому может неправильно реагировать на них. Часто дети смотрят в лицо говорящему, что способствует улучшению понимания речи за счет «чтения с лица». Иногда ребенок понимает только одного человека, но не понимает, когда то же самое говорит кто-то другой. Новые слова и фразы ребенок осваивает медленно, бессвязные повторения известных ребенку слов (логоррея), повторы слов и словосочетаний (эхолалия), при этом слова не осмысливаются и не запоминаются. У многих детей с алалией формируются невротические черты, замкнутость, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость.
Лечение.
Недоразвитие речевых центров при синдроме Алалия соответствует в традиционной медицине таким паттернам как недостаток Эссенции, слабость Почек и опорной Ци, помутнение Разума Флегмой. Используются акупунктура (иглорефлексотерапия, цубо, воздействие цветом и звуком), детский массаж туйна и гуаша, точечный массаж, гирудотерапия (в слюне пиявок есть комплекс сложных молекул, который обладает нейротрофическим фактором), есть в китайской и тибетской медицине ряд препаратов освобождающих от Флегмы и «открывающих окна мозга», которые эффективно помогают «дозреть» структурам мозга, отвечающим за речь.
Лечение задержек речевого развития.
1. Занятия с логопедом и логопедом-дефектологом.
2. Комплексная медико-педагогическая реабилитация - используются ноотропные препараты и сосудистые средства, витамины группы В.
3. Микротоковая рефлексотерапия - метод, разрешенный и рекомендованный Минздравом РФ. Лечение проводят под контролем электроэнцефалографии (ЭЭГ).
4. Логопедический массаж - воздействие на артикуляционную мускулатуру: мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба.
Ребенок при малейших подозрениях на неврологическую патологию должен быть немедленно обследован у детского невролога (необходимо исключить органические нарушения, опухоли, врожденные дефекты строения). Со всеми результатами МРТ, анализов, заключением невролога можно обратиться к рефлексотерапевту нашей клиники.
Нужно помнить о следующем!
-
Использовать все возможные методы реабилитации, показанные при выставленном ребенку диагнозе: акупунктура, гирудотерапия, физиотерапия, кинезиотерапия, ЛФК, массажи, использование лечебно-нагрузочных пневмокостюмов и ортезов, остеопатия. При всех неврологических заболеваниях особенно эффективна гирудотерапия и акупунктура.
-
Нельзя пренебрегать медикаментозной терапией и средствами фитотерапии.
-
Часто ребенку при таких заболеваниях необходима социальная адаптация и психо-речевая коррекция (работа психолога и/или психотерапевта, логопеда).
-
Лечение во многом зависит от возраста ребенка, наличия сопутствующих заболеваний и отдельных проблем в развитии. Для укрепления здоровья и иммунитета ребенка, улучшения работы желудочно-кишечного тракта, повышения когнитивных возможностей, внимания и улучшения памяти особенно эффетивны методы традиционной медицины, активно используемые в нашей клинике.
-
Препараты китайской и тибетской медицины, которые используют в детской неврологии стимулируют кровообращение мозга, убирают застой крови, усмиряют патогенный Ветер, успокаивают Дух и активизируют проводимость меридианов, укрепляют Ци и питают Кровь, удаляют сырость и мокроту, «открывая отверстия мозга», тонизируют и питают Печень и Почки.
В нашей клинике работают врачи-педиатры, которые много лет успешно используют средства традиционной медицины при лечении и в большинстве случаев получают стабильный результат.